Белорусское народное зодчество.

 

Белорусское народное зодчество.

Конечно я не рассажу вам все детали народного зодчества, но частично я бы хотел коснуться данного вопроса.. Деревянное зодчество на протяжении многих столетий было основным видом архитектурного творчества белорусского народа. Изучение его национальной культуры, в том числе и архитектурного наследия, выявление прогрессивных традиций – проблема очень важная и остроактуальная. Бытовавшее одно время представление о красоте в архитектуре в основном как следствии грамотного решения лишь функциональных и технических вопросов оказалось бесперспективным. Важно не только выразить во внешнем облике здания его конструктивную суть или особенности использованных материалов. Не менее важны и заключенные в архитектуре богатства духовной культуры народа. Народный строитель соединял в себе зодчего и потребителя. Он не только возводил постройки, сажал сады, формировал интерьер хаты, сооружал ограды, но и пользовался всем этим, проверяя насколько удобно или, наоборот, неудобно созданное им окружение, красиво ли оно, выгодно ли с точки зрения экономики. Климат и природные богатства Восточно-Европейской равнины, часть которой занимает территория Беларуси, издавна притягивает к себе людей . Бескрайние леса играли огромную роль в их жизни. Дерево у белорусов, как и у других народов, живших в лесных местностях, имело большое значение для развития материальной культуры и искусства. Деревянные сооружения недолговечны сами по себе. К тому же изменения быта и хозяйственного уклада, протекающие в белорусской деревне, неизбежно вызывают изменения объектов народного зодчества, приводят к исчезновению некоторых их типов. Все это обусловливает необходимость неотложного изучения памятников деревянной архитектуры с целью сохранения и развития прогрессивных строительных традиций, эстетических идей и архитектурных форм народного зодчества. Однако хищническая эксплуатация природных ресурсов привела к тому, что к концу XVII в. в некоторых районах Беларуси начинает ощущаться недостаток ценных товарных пород древесины. В деревянном зодчестве Беларуси проявляютя два направления, границу между которыми провести порой бывает довольно сложно. Первое направление –результат последовательного развития, второе – связано с освоением официальных художественных стилей.

СОЕДИНЕНИЯ.

Прочность и надежность конструкций во многом обеспечивались соединениями, которые можно разделить на следующие группы: продольные горизонтальные, продольные вертикальные, поперечные, угловые, лобовая врубка над углом. Надежность соединений обеспечивалась высокой точностью изготовления стыкующихся элементов, учетом последующей усушки древесины. Для укрепления соединений применяли деревянные нагели («тэбли», (калки)), а также металлические изделия в виде гвоздей, хомутов, скоб.

ФУНДАМЕНТЫ.

Первоначально нижний венец («подвалину») клали непосредственно на землю. Выбирали для этого стволы большего диаметра или из более прочной древесины. Примерно с 11 в. строители стали отрывать сруб от земли, подкладывая под углы камни, обрубки бревен, плинфу. Широкое применение находят фундаменты, выполненные из вкопанных в землю деревянных колод – свай, штандаров, палей, штемпалей, стояков.

ПОЛЫ.

В большинстве хат даже в начале 20 в. деревянный пол был редкостью. Обычно он делался из плотно уложенной глины, что напоминало ток в гумне.

КРЫШИ.

Деревянное зодчество Беларуси характеризуется разнообразием форм и типов крыш, материалов покрытий. Форма крыши, ее элементы во все времена, во всех типах зданий имели большое значение в архитектуре. Наибольшее распостранение имели двускатая, трехскатая, четырех скатая, особенно в 18 в., известны ломаная и мансардная крыши. Односкатые делали только над пристройками к основному объему, над боковыми фемами базиликальных храмов. В народной архитектуре имелись вариации четырех скатых крыш: на Понеманье – с залобком, на Западном Полесье – с причелком. Из кровельных материалов наиболее употребимы солома, тросник, дранка, гонт, тес, пиленые доски. Изредка деревянные здания покрывались черепицей, жестью, медными листами. Основной же материал на всей территории Беларуси – солома. В заключение хотелось бы сказать, что мы не должны забывать своих предков, поэтому мы должны охранять все то, что сохранилось до наших дней.

 

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД В РАЗДЕЛ " АРХИТЕКТУРА "
Hosted by uCoz